Как спасти высшее образование республики?
05 сентября 2022
В регионе уже тридцать лет существует Горно-Алтайский государственный университет. Здесь есть даже такие уникальные факультеты, как алтаистика и тюркология, работают инженерно-технологический институт и аграрный колледж. Но почему нынешние выпускники школ едут за знаниями в другие регионы? Мы разобрались.
Коллектив вуза – это 170 высококвалифицированных сотрудников, среди которых 11 докторов наук и 120 кандидатов наук. Но с каждым годом, к сожалению, педагогов становится всё меньше – как и самих студентов. Почему? Причин тому несколько.
Сокращаются бюджетные места, а вместе с ними и госфинансирование. Молодёжь неохотно идёт в преподаватели – в частном секторе заработать можно куда больше.
Местных студентов также становится всё меньше. И дело, конечно, не в качестве преподавания – оно на высоте. Молодые люди сразу после школы уезжают в регионы с более высокими качеством и уровнем жизни. Бегут в поисках лучшего.
До преобразования в университет Горно-Алтайский государственный педагогический институт успешно готовил кадры для всего Алтайского края и входившей тогда в его состав Горно-Алтайской автономной области. Население этих регионов было огромным – почти три миллиона человек. Сегодня же наш вуз обучает специалистов в основном для Республики Алтай, где проживает лишь 221,5 тысячи жителей.
Конечно, к нам приезжают абитуриенты из соседнего региона. Но в основном это немногочисленные студенты сельских поселений вблизи от Республики Алтай. Молодёжи из центральной, северной и западной частей Алтайского края удобнее получать образование в Барнауле, Бийске и других городах.
Михаил ЯСЬКОВ, профессор кафедры географии и природопользования Горно-Алтайского государственного университета, доктор сельскохозяйственных наук:
– Переломить эту печальную тенденцию можно. Например, необходимо вернуться к интеграции вузов Республики Алтай и Алтайского края. Эта система, до её отмены, позволяла устранить дублирование специальностей, направлений и профилей подготовки выпускников. Кроме того, создание совместных научных и педагогических коллективов откроет широкие возможности для успешной деятельности вузовских преподавателей республики и края.
При этом Горно-Алтайский государственный университет обязательно должен сохранить статус самостоятельного классического университета.